Добавлено: 05.01.2025 13:12
(597)
В конце 2003 года вышла Великая Компьютерная Игра Max Payne 2 (расчувствовавшаяся «Игромания» поставила ей в свое время такие высокие оценки, что аж самим до сих пор страшно), после которой всем, кто хоть чуть-чуть интересуется игровой индустрией, вдруг стало понятно: Remedy Entertainment — это не просто «какая-то финская компания», а, без дураков, самый что ни на есть настоящий «великий разработчик компьютерных игр».Улыбчивый человек по имени Сами Ярви, у которого из соображений космополитизма на визитке и в подписи к электронным письмам написано «Сэм Лейк», в одночасье стал культовым персонажем, а его новый, анонсированный через год проект Alan Wake — одной из самых ожидаемых игр следующей пятилетки. В последующие годы Alan Wake обрастал фактами и подробностями, в середине первого десятилетия появились первые скриншоты с изумительными панорамами американского северо-запада, а в 2006-м на выставке Х06 Сэм Лейк показывал автору этих строк несколько душещипательных сцен, в которых мужчина в толстовке метался с фонариком по ночному сосновому лесу и убегал от торнадо, поднимающего в воздух сараи, автомобили и зонтики летних кафе… На соседних мониторах в это время показывали еще не вышедший Gears of War, а где-то рядом ходил Питер Молинье, у которого при себе не было даже скриншотов из анонсированного на днях Fable 2 — одни только рассказы и два карандашных рисунка. Прошло еще почти пять лет, в прошлом номере «Игромания» анонсировала Gears of War 3, Молинье на выставке Х10 показывал вполне рабочую версию Fable 3, а компания Remedy, после долгого молчания, в конце мая все-таки закончила игру про мужчину в толстовке с фонариком. Все, финита: после смерти полумифического Duke Nukem Forever и выхода Alan Wake в современной игроиндустрии не стало больше понятия «культовый долгострой».
Луч света в темном
Барри, литературный агент Уэйка, настолько стереотипичный «комический персонаж второго плана», что в какой-то момент вы уже начинаете угадывать его следующую шутку. Если за прошедшие годы вы вдруг успели забыть, о чем речь, то напоминаем, что Alan Wake — это финский эксперимент Сэма Лейка в жанре «триллер под Стивена Кинга». Главный герой — некогда успешный писатель по имени Алан Уэйк — вот уже два года не может написать ни строчки. После долгих уговоров жены он все-таки соглашается сменить обстановку и, чтобы выйти из творческого кризиса, приезжает в маленький туристический городок Брайт-Фоллс, где селится в уютном деревянном домике на озере, среди сосновых лесов и горных пейзажей умопомрачительной красоты. В первый же вечер, повздорив с женой и выйдя наружу подышать, Алан вдруг слышит странный шум и крики супруги, успевает заметить, как она падает в воду, и без раздумий прыгает за ней в темную глубину озера. В следующий раз он приходит в себя в лесу, сидя за рулем разбитого автомобиля с рваной раной на лбу и севшим мобильным телефоном в кармане. Через некоторое время выясняется, что с того вечера, как Уэйк поселился с женой в домике на берегу озера, прошла неделя, о которой он совершенно ничего не помнит…
Вооруженных серпами и молотами рабочих и колхозников Брайт-Фоллс удивительным образом объединила ненависть к буржуазному писателю. Что особенно приятно — Alan Wake, в отличие от большинства современных игр, не пытается строить сложное лицо и не доказывает почтенной публике свою удивительную уникальность. Приключения ушибленного на голову литератора Уэйка — это по сути такое незамысловатое попурри по мотивам всех стереотипов и клише творчества Стивена Кинга и телесериала «Твин-Пикс». Remedy не только не скрывают источники вдохновения, но и даже старательно выпячивают их: главный герой поминает Кинга в первом же монологе, название одного из ачивментов — цитата из любимого выражения агента Купера, персонаж второго плана, отбиваясь от стаи зловещих ворон, что-то кричит про Хичкока, а сцену, в которой Зловещий Человек стучит топором в дверь, Уэйк тут же комментирует цитатой из фильма «Сияние».
Для воссоздания атмосферы реальной «провинциальной Америки» Сэм Лейк лично объехал десяток придорожных закусочных штата Вашингтон. Впрочем, несложная история, вся суть которой сводится к фразе «в горном озере поселилось очень древнее и страшное зло!», увлекает не удивительными сюжетными твистами, а точными, практически дословными цитатами из всех хоррор-фильмов, хоррор-книг и хоррор-игр, которые вы в своей жизни смотрели, читали или играли, но чьи названия можете сразу и не вспомнить. Даже концовка, которая разочаровала часть интернет-публики, потому что «все равно ничего не понятно», в этом контексте вышла вполне себе в духе жанра: ну и что, что «непонятно», зато страшно, загадочно и зловеще. У Стивена Кинга такие финалы в каждом втором рассказе, и ничего.
Тени исчезают
Местные братья-рокеры в какой-то момент настолько увлеклись своей группой, игравшей скандинавский языческий металл, что сменили имена на Одина и Тора и закончили карьеру в клинике для душевнобольных. Сюжет Alan Wake подается — как это недавно стало модным в играх — частями, а все повествование поделено на шесть эпизодов, продолжительностью примерно по два часа каждый. Дополнительные сюжетные детали подаются крайне интересным способом: бегая по лесам в окрестностях Брайт-Фоллс, Уэйк то и дело находит страницы из рукописи собственного романа... который он никогда не писал. Что самое страшное, содержание этих страниц — самые настоящие «флэшфорварды», то есть детальное описание событий, которые произойдут в самом ближайшем будущем. На практике эффект получается непередаваемый: совсем недавно спокойный голос Уэйка ровным тоном зачитывал текст о том, как «я увидел зловещую тень и услышал этот звук — сомнений не было, это ревела бензопила», а уже через пять минут вы судорожно бегаете кругами по просеке, пытаясь увернутся от дикого лесоруба, чье сознание поглотила тьма. Кстати, о тьме и лесорубах. Если попытаться проанализировать геймплей Alan Wake, то в результате получится довольно старомодный экшен, действие которого на десять процентов состоит из дневных сцен с редкими диалогами и посещением всяких достопримечательных мест Брайт-Фоллс, а на 90% — из линейного экшена, в котором главный герой носится по лесу с фонариком и револьвером, и отстреливается от местных жителей, попавших под влияние того самого древнего зла из горного озера. В редкие моменты Уэйку дают покататься на машине, иногда — расслабиться за решением очень простых головоломок, но практически вся игра — как рельсовый дом ужасов в луна-парке. Писатель с фонариком бежит вперед, сквозь чащу, в которой не предусмотрено поворотов, в строго заданные моменты ему на голову валятся скелеты, а за спиной из поганых болот чьи-то тени встают.
Тени обожают подкрадываться со спины: в Alan Wake вам придется оглядываться в среднем в пять раз чаще, чем в любой другой игре. Впрочем, надо отдать Remedy должное: избавившись от обязанностей делать открытый мир, интерактивное окружение и прочие необходимые всем современным играм благоглупости, они довели до совершенства все, что осталось. Несмотря на то что всех врагов можно условно разделить на три типа — «тени», «тени покрепче» и «тени, которые очень быстро бегают», — сражаться с ними крайне интересно. Перед тем как стрелять по гадам, их нужно «поймать» в темноте лучом фонарика. В последнем постоянно заканчиваются батарейки, патроны для револьвера или дробовика встречаются далеко не на каждом шагу (последний можно в некоторых случаях сменить на охотничье ружье, но амуниция для него — еще больший дефицит в Брайт-Фоллс), поэтому нужно внимательно целиться, не стрелять без дела, постоянно кружиться на месте, оглядываться назад и фигурно уворачиваться от особенно прытких дровосеков.
Уличные осветительные столбы, словно маяки, разбросаны по окрестностям Брайт-Фоллс и показывают единственное верное направление, в котором нужно идти. «Борьба света и тени» обыграна в Alan Wake в буквальном смысле слова: враги вооружены топорами, серпами и прочим колхозным инвентарем, поэтому представляют опасность только на ближней дистанции. Уэйк, кроме фонарика, носит с собой запас сигнальных ракет, химических огней и световых гранат, которые могут особенно пригодиться, когда на сцену выходят местные боссы. В исключительных случаях тьма из озера вселяется в неодушевленные предметы и прикидывается барабашкой. Но если летающие скамейки или мусорные корзины — это еще куда ни шло, то, когда на вас из темноты вдруг вылетает рычащий трактор или на глазах удивленной публики рядом вдруг оживает строительный экскаватор и начинает со страшным скрежетом бить землю гигантским ковшом, становится по-настоящему жутко. Наконец, последними в списке врагов Уэйка числятся вороны, которые по всем заветам хоррор-жанра налетают внезапно и стаями. Ущерб от них, правда, больше психологический — пара хороших взмахов фонариком моментально разгоняет птиц.
В тумане светит
Естественно, Remedy не были бы собой, если бы сделали игру без флэшбеков. Правда, в отличие от дилогии про Макса Пейна, в Alan Wake воспоминания прошлого (их действие происходит в нью-йоркской квартире Уэйка) включаются только дважды за всю игру и большой смысловой нагрузки не несут. А вот что финны сделали действительно чуть ли не круче, чем в Max Payne, так это всевозможные «сопроводительные развлечения» вроде местной телепередачи Night Springs, которую можно посмотреть, периодически включая телевизоры в различных локациях. Снятое в духе «Баек из склепа» или «Невероятных историй», это хоррор-шоу является пародией на все подобные телепередачи, вместе взятые, причем за две-три минуты у вас на глазах разворачивается настоящая маленькая драма. Наконец, кроме телевизоров, во время беготни по взгорьям Брайт-Фоллс Уэйку периодически будут попадаться радиоприемники, настроенные на одну и ту же волну локального ток-шоу. Ведущий приглашает в студию гостей, рассказывает о местной жизни и даже пытается на расстоянии подбодрить скитающегося по лесам Уэйка, на которого в какой-то момент начинается натуральная охота.
Под определенным углом Алан неуловимо напоминает утонченную версию Рассела Кроу, хотя рисовали его, вообще-то, с финского киноактера. А теперь уголок грустной правды. Несмотря на то что все, о чем мы написали выше, сделано безусловно очень сильно и качественно, в 2010 году Alan Wake выглядит как гордая, но все равно морально устаревшая игра. Если вы играли в первую и вторую часть Max Payne (а тем более если вдруг искренне, как и мы, любите эти игры), то первое, что нужно сделать при начальном знакомстве с Alan Wake, — не строить иллюзий и не ждать каких-то невероятных чудес и откровений. Завышенные ожидания не приведут ни к чему хорошему: почти шесть лет, делая перерывы только на водку, сауну и праздник Юханнус, трудолюбивые финны ваяли игру своей мечты, и, если бы Alan Wake появился на полках хотя бы на год раньше, наша финальная оценка была бы на балл выше. Беда в том, что он вышел только сейчас, когда все вокруг ждут от игр открытого мира, интерактивной драмы, нелинейного сюжета, кооперативного прохождения и тому подобных подвигов. Ну а что самое обидное, большинство геймплейных находок Alan Wake еще два года назад были замечены в Alone in the Dark, уникальной попытке перезапуска хоррор-сериала девяностых, игре удивительной, но совершенно не понятой публикой и с треском провалившейся в рознице. Сюжет, разбитый на эпизоды, «черные тени», фонарик как основное оружие, источники света — островки спасения, «древнее зло» как причина всех бед... Ничего не напоминает? Кроме того, в Alone in the Dark были большие эпизоды с открытым миром, возможность собирать оружие из подручных предметов и инновационная физика (взять в руки табуретку, поджечь ее в камине и метнуть в толпу зомби до сих пор нельзя ни в одной другой игре).
Очевидно, чтобы оправдать засилье мужчин с сельхозинвентарем, разработчики то и дело загоняют Алана то на лесоповал, то в какой-нибудь шахтерский городок, то просто в чащу.
Судя по тому, как быстро разряжается фонарик Алана (в считанные секунды), он пользуется «обычными солевыми батарейками».
* * * * * Впрочем, критиковать Alan Wake можно долго и смачно, но делать этого, поверьте, абсолютно не хочется. Это действительно очень хорошая и качественная игра, никакой, естественно, не «прорыв», но очень большой успех в своем жанре. Здесь есть все, что нужно для счастья: непередаваемая «кинговская» атмосфера, занимательный сюжет, сбалансированный и до мелочей продуманный геймплей, который надоедает ровно за пятнадцать минут до начала финальных титров, а также гигантское число культурологических цитат и отсылок, находить и распознавать которые — отдельное удовольствие. Для того чтобы стать игрой всех времен и подтвердить культовый статус компании Remedy, этого, конечно, уже маловато, но как еще один повод наконец-то купить себе Xbox — вполне достаточно. ПЕРЕВОД на русский: Люди, локализовавшие Alan Wake для российского рынка, решили ограничиться только переводом субтитров, и, честно говоря, слава богу: в оригинале главных героев играют прекрасно подобранные актеры, а их речь и стереотипные для «стивен-кинговских» триллеров реплики и интонации прекрасно дополняют неповторимую атмосферу игры. За все время мы нашли лишь пару неточностей перевода, когда Уэйк вдруг сбивался с «ты» на «вы», а однажды внезапно обратился к собственной жене в мужском роде, но в целом русские субтитры вполне адекватны и не испортят впечатления от игры тем, кто в свое время недоучил английский.
Формула игры: 50% стереотипов из творчества Стивена Кинга + 30% Alone in the Dark + 20% Max Payne Оценка игры: 8,5 Перевод: 2/3
Уважаемый посетитель,Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии.
|
Коментарии